После съемки или пост-продакшн

Когда на съемочной площадке сыграны последние сцены, утверждены финальные дубли и прозвучало заветное режиссерское "Стоп! Снято!" начинается не менее захватывающий этап видеопродакшена — пост-продакшн.

Пост-продакшн — это фаза работы над видеороликом,на которой отбирается отснятый материал, происходит монтаж, накладываются визуальные эффекты, прорабатывается аудио сопровождение, корректируются цвета — то, что превращает отдельные фрагменты "сырого" материала в полноценный медиа продукт.

Монтаж

Ошибочно полагать, что задумываться о монтаже нужно уже после съемок. В действительности планировать монтаж следует уже на этапе написания сценария, чтобы сразу понимать как будет выглядеть финальный продукт: цвета, эффекты, склейки, переходы. Подобный подход упрощает процесс пост-продакшена, так как уже на этапе продакшена материал подготавливается в соответствии с будущим монтажом. Когда всё спланировано заранее, процесс пойдет быстрее, и вы не потратите много времени на придумывание эффектов, переходов и подгонку отснятого материала под заново возникшие идеи и потребности. Ответьте для себя на следующие вопросы:

  • Со скольки ракурсов снимать, чтобы добавить динамику картине на монтаже?
  • Могут ли понадобиться материалы закадровых съемок или дополнительные кадры для трейлера или тизера?

Выбор инструментов

Как для начинающих авторов, так и для профессионалов разработана масса приложений и программ, с помощью которых авторы монтируют материал, не тратя, при этом, на софт много денег. Часто авторы начинают с бесплатных онлайн- или офлайн-редакторов. Другие сразу покупают продвинутые программы. Вам нужно простое в освоении приложение, чтобы быстро монтировать видео? Или вы жаждете стать экспертом в монтаже? Всё зависит от ваших потребностей и возможностей. Набравшись опыта, вы поймете, нужен ли вам более сложный видеоредактор, ведь большинство бесплатных программ покрывают базовые монтажные потребности и даже больше. Перед тем как решиться на покупку, обдумайте следующие моменты:

Бюджет. Кроме бесплатных приложений, существует множество программ по цене меньше 5000 ₽. Приложения для сложных проектов стоят больше 15 000 ₽. Пользуйтесь бесплатной пробной версией или скидками.

Оборудование. Что вы используете для съемки: смартфон, зеркальную камеру или профессиональную видеокамеру? Снимаете в формате SD или HD? Ознакомьтесь с характеристиками приложения, узнайте, какие типы камер и форматы файлов поддерживаются. Не забудьте проверить системные требования компьютера.

К примеру, если вы снимаете на iPhone, у него по умолчанию задано кодирование видео в формате H.265, а этот формат не подходит для некоторых видеоредакторов (Da Vinci Resolve), поэтому, планируя съемку на смартфон заранее подумайте, какой формат работы вам подходит — оставить настройки смартфона и монтировать на девайсе (как альтернатива — найти программу, поддерживающую формат H.265) или изменить настройки телефона и монтировать в привычной для себя программе.

Функции. Даже в недорогих программах встроено много профессиональных функций, таких как цветокоррекция, наложение эффектов и переходов. Дорогостоящие приложения предлагают больше возможностей, например создание общедоступного проекта в облаке или персональные настройки рабочей области.

Семь этапов монтажа

Нет универсального способа для монтажа видео, но проанализировав опыт профессионалов, можно выделить семь основных этапов монтажа:

1. Импорт и систематизация отснятого материала. Используя смартфон, можно снимать и сразу же редактировать видео. Но если вы записываете дубли на камеру, потребуется перенести материалы на компьютер. Затем организуйте файлы таким образом, чтобы впоследствии можно было легко найти нужное (например, распределите файлы по нескольким папкам внутри проекты в зависимости от назначения кадров — "главный герой", "перебивки", или локаций). Не забудьте сделать резервную копию оригиналов.
2. Выберите подходящие дубли. Пересмотрите материал и отберите кадры, которые планируете использовать. Поместите их на временную шкалу (или timeline) и расположите в соответствии с сюжетом.

3. Удалите ненужное.
На этом этапе обрежьте лишние кадры или уберите неподходящие дубли. Удаляйте длинные паузы и слова-паразиты ("ну", "как бы" и т. д.). Возможно, придется пересмотреть материал не один раз или сделать паузу, чтобы взглянуть на проект свежим взглядом.

4. Добавьте визуальные и звуковые эффекты. Существует огромное количество разнообразных заголовков, вступлений и переходов. Но помните, что иногда чем меньше, тем лучше. Эффекты не должны отвлекать зрителя от истории. Во многих программах встроены видеоэффекты, но вы также можете скачать дополнительные плагины (небольшие программные коды, дополняющие функционал приложения). Дополните видеоряд музыкой и звуковыми эффектами.

5. Сведите звук. Внимательно прослушайте получившуюся дорожку (можете даже закрыть глаза). Убедитесь, что голоса, звуковые эффекты и музыка сочетаются и не вступают в конфронтация друг с другом; внесите необходимые изменения.

6. Скорректируйте цвета. Скорректируйте яркость или оттенки, приведя кадры в одну цветовую гамму. Создавайте настроение, сделав цвета холоднее или теплее. Наконец увеличьте насыщенность и контраст, чтобы кадры выделялись.

7. Экспортируйте видео и загрузите на платформу. Пересмотрите видео. Убедитесь, что вам всё нравится. Задайте настройки экспорта видео с учетом нужного формата. После того как ролик экспортирован, опубликуйте видео.
Совет
  • Смотрите, как монтируют видео другие авторы. Если вам нравится стиль профессиональных монтажеров, пробуйте сделать так же, добавив собственные элементы.

Профессиональная обработка видео

Практика – лучший способ научиться монтажу. Наши рекомендации помогут вам перевести навыки редактирования видеороликов на новый уровень.

  • Изучите свой видеоредактор. Какой бы программой вы ни пользовались, запомните сочетания клавиш для самых частых операций. Чтобы научиться работать в программе, рекомендуем посетить очный мастер-класс или пройти онлайн-курсы.
    Помните о темпе. Учитывайте, в каком темпе развиваются события ролика. Стоит ли подчеркнуть волнение и напряжение, быстро чередуя кадры? Или вы хотите, чтобы зрители постепенно погрузились в историю и задумались о том, что происходит на экране? Некоторые авторы используют скачки кадров, чтобы скрыть ненужные реплики или слова-паразиты.
  • Ориентируйтесь на зрителей. Важно то, как вы взаимодействуете с целевой аудиторией. Подумайте, как поддерживать интерес публики.

Музыка и звуковые эффекты

Музыка задает настроение и делает видео увлекательнее. Наши рекомендации помогут найти подходящие композиции и звуковые эффекты.

Мелодия способна передавать эмоции, ритм и энергию, погрузить зрителя в сюжет. Смотря фильмы или сериалы, обращайте внимание на музыкальное сопровождение (причем, не только диалоги и саундтреки, но и звуковые эффекты, шумы, естественные звуки). Подумайте, насколько иначе выглядели бы ключевые сцены без аудиальной составляющей.

Музыкальный фон должен подходить к жанру видео:
  • Комедии вызывают смех, поэтому музыка в них живая и веселая.
  • Драмы чаще содержат мрачную музыку, чтобы подчеркнуть эмоции героев и противоречия между ними.
  • Экшен-сцены включают ритмичные треки, которые задают стремительный темп действию.

Чтобы подчеркнуть отдельный момент, добавьте звуковые эффекты, например аплодисменты, звук грома, лай собаки или дверного звонка. Подумайте, как с помощью музыки и звуковых эффектов задать темп повествованию и повлиять на эмоции зрителей.

Музыка и авторские права

Если хотите использовать авторскую музыку в видео, ознакомьтесь с правилами в отношении авторских прав, чтобы не получать предупреждения, запреты и судебные иски. Не размещайте в роликах музыку, которая не принадлежит вам без разрешения правообладателя. Используйте музыку собственного сочинения, предварительно проконсультировавшись со своей звукозаписывающей компанией, если сотрудничаете с таковой.

Найти подходящие композиции можно на бесплатных и платных ресурсах стоковых аудио. Обратитесь к начинающим музыкантам и поинтересоваться, не разрешат ли они использовать свои песни. Способов найти подходящую музыку множество, главное помните — отсутствие примечания об авторских правах не говорит об их отсутствии.

Звуковые эффекты

Вы нашли отличную музыку – теперь нужно правильно ее использовать в ролике. Не бойтесь экспериментировать со стилями. Наложите одну мелодию, потом другую и выберите ту, которая лучше передает настроение момента. Например, музыка помогает достичь эффекта саспенса. Струнные инструменты и синтезаторы подчеркивают нарастание напряжения. Меняя темп и громкость музыки, вы способны заставить зрителя гадать о развитии сюжета

Попросите коллег, друзей или родственников оценить, вызывает ли музыка те эмоции, на которые вы рассчитывали. Используйте ту музыку, которая на ваш взгляд лучше всего передает настроение.

Используйте звуковые эффекты. Звуковые эффекты, как правило, недорогие или вовсе бесплатны, но делают отдельные сцены выразительнее. Добавьте всплеск воды от падения камня в пруд, шум толпы или шелест ветра при появлении названия видео.

Берите звуковые эффекты из разных источников, включая открытые фонотеки. Некоторые платные онлайн-библиотеки предлагают отдельные звуковые файлы или подписку на большие архивы аудио. Подумайте, как часто вы планируете использовать звуковые эффекты, и выберите подходящий вариант.

Для начала попробуйте добавить несколько эффектов, чтобы посмотреть, создают ли они то настроение, которого вы хотите добиться. Прослушайте материал несколько раз и в разное время, чтобы освежить восприятие.

Помните, что звуковое сопровождение ролика планируется еще на этапе написания сценария. Тщательное планирование позволит избежать казусов и несостыковок на последующих этапах видеопродакшена.

Удачи на творческом пути!